Еще каких-нибудь 20-30 лет назад электронные дневники, учебники и журналы казались фантастикой, но в последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли революционные изменения: возрос объем передаваемой информации, возникли новые виды визуальной информации, а также способы ее передачи. Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры неминуемо накладывает свой отпечаток на свод требований, предъявляемых к деятельности педагогов.
Одним из средств улучшения профессиональной подготовки будущих учителей, способных к педагогическим инновациям, к разработке технологий проектирования эффективной учебной деятельности школьника в условиях доминирования визуальной среды, считается формирование у них особых умений визуализации учебной информации. Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный.
Визуализация — общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.
Под визуализацией понимается всякий способ обеспечения наблюдаемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью – любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания.
По исследованиям психологов известно, что зрение обеспечивает человеку около 90% информации. Психологами и физиологами доказано, что левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических.
Существует серьезная потребность построить обучение с позиции сбалансированной работы и левого, и правого полушарий головного мозга, т.е. на разумном сочетании логического и наглядно-образного мышления. Одно из центральных положений данного подхода – широкое и целенаправленное использование познавательной функции наглядности. Таким образом, необходимо обеспечить реализацию совокупности условий обучения, в которых акцентируется использование резервов визуального мышления учащихся.
Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный гносеологический механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно.
Интерес к визуализации диктуется всем ходом развития человеческой деятельности, практики в самом широком смысле этого слова, нарастанием потока информации, для освоения которой становятся непригодны, громоздки традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация — одно из этих средств. Необходимость в более компактных, и эффективных средствах обучения становится одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях.
Визуальная модель является итогом определенного этапа формирования знания, в том числе теоретического, в зримой форме выражает его результаты, обнаруживает недостатки и противоречия, служит для поиска путей углубления понимания и дальнейшего исследования. В качестве зримой наглядности визуализируются не только образы восприятия, но и идеи, мысли, теоретические конструкции.
Применительно к образовательному процессу решаются вопросы методической подготовки будущих специалистов с целью формирования их готовности к эффективному решению педагогических задач с использованием методов структурирования, уплотнения и визуализации учебных знаний, в том числе с помощью средств мультимедиа, с умением эффективно подать учебный материал с условием его системного усвоения. Никакое знание не может претендовать на статус научности без наглядных визуальных моделей. Неотъемлемой составляющей процесса обучения преподавателей должна стать методология наглядности.
Естественный процесс мышления включает в себя все многообразие психологических репрезентаций реальности и операций с ними.
Экспликация понятия психологическая репрезентация в обучении в соответствии с рисунком 1.1.
Рисунок 1.1 - Экспликация для процесса обучения понятия психологической репрезентации
Готовность преподавателей к визуальному представлению знаний с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий представляет собой совокупность системных свойств личности, включающей:
- владение технологиями представления знаний в «сжатом», «свернутом» виде за счет системного квантования и когнитивной визуализации учебного материала;
- владение технологиями экстериоризации психологических репрезентаций учебного материала путем создания когнитивных графических изображений и визуальных метафор,
- развитое визуально-образное мышление;
- умение сохранять полученную и переработанную визуальную информации, а при необходимости передавать ее для коллективного использования;
- умение четко визуальным способом, излагать результаты деятельности;
- знание правил и приемов композиции и колористики;
- знание основанной на механизмах мышления методологии работы с мультимедиа.
Ниже хотелось бы привести далеко не полный список задач, решаемых визуализацией:
- оптимизация потоков учебных групп;
- оптимизация распределения учебных помещений и учебных пособий;
- облегчение планирования учебного процесса;
- исключение конфликтных ситуаций, связанных с наложением занятий, пересечений учебных групп, либо назначением нескольких учебных групп в одно учебное помещение;
- анализ учебного процесса, оперативное выявление перегруженных и незагруженных участков;
- оперативная информационная поддержка лиц, имеющих отношение к учебному процессу.
На практике, используются более сотни методов визуального структурирования – от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causalchains). Такое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Наибольшей информационной емкостью, на мой взгляд, универсальностью и интегративностью обладают структурно-логические схемы. Такой способ систематизации и визуального отображения учебной информации основывается на выявлении существенных связей между элементами знания и аналитико-синтетической деятельности при переводе вербальной информации в невербальную (образную), синтезирование целостной системы элементов знаний.
Освоение перечисленных видов по конкретизации смыслов, разворачиванию логической цепочки размышлений, описанию образов и их признаков мыслительной деятельности, а также операций с помощью вербальных средств обмена информацией формирует продуктивные способы мышления, столь необходимые специалистам при современных темпах развития науки, техники и технологий. Согласно достижениям нейропсихологии «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей».
Визуализация учебного материала открывает возможность не только собрать воедино все теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы. В практике также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить обучаемых в активную работу по применению теоретической информации в практической работе. Особое место уделяется совместному обсуждению, в процессе которого есть возможность получать оперативную обратную связь, понимать лучше себя и других людей. Обобщая сказанное, заметим, что в зависимости от места и назначения визуальных дидактических материалов в процессе формирования понятия (изучении теории, явления) к выбору определенной структурной модели и наглядному отображению содержания обучения должны быть предъявлены различные психолого-педагогические требования.
В процессе разработки учебно-методических материалов необходимо контролировать степень обобщения содержания обучения, дублировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепи были полностью восстановлены обучающимися.
С дидактических позиций использование средств визуализации может выполнять общие и частные функции в обучении.
К числу общих можно отнести следующие функции: информативности, интегративности, инструментальности, адаптивности, компенсаторности.
К числу частных функций можно отнести побуждающую, уточняющую, организующую, регуляционную, операционную, объясняющую, эмпирическую, идеографическую, интерпретирующую, эвристическую.
Информация в архивах мультимедиа открывает субъекту доступ к иконографии, звуковым и видеофайлам, схематизированной наглядности, что позволяет обогащать образовательный процесс разнообразной информацией, собственной креативной деятельностью обучающихся в выполнении учебных заданий.
С помощью средств визуализации могут быть задействованы особые методы управления образовательной деятельностью, что оказывает влияние на активность учащихся, их саморегуляцию в обучении. При методически грамотном использовании методов визуализации может происходить переход обучающихся на более высокие уровни познавательной деятельности, стимулироваться овладение предметным содержанием с элементами креативности, эвристики.
Мейер (Mayer) описывает потенциальные преимущества мультимедиа. Давая человеку возможность воспринимать видео и аудио, мультимедиа, считает она, имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации очень различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом и графикой потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель.
На рисунке 1.2 изображена ментальная модель. Читать текстовые блоки (сверху вниз):
- видео (текст, рисунки, видео, анимация);
- аудио (дикторский голос, инструкции, реплики, музыка);
- внимание, рабочая память (обработка данных), (эффект модальности, двойное кодирование, когнитивная перегрузка, повторение, когнитивное связывание);
- длительная память (декларативные знания, условные знания, процедурные знания);
- обучение.
В кружках: управление учащимся (время на задачу, интерактивность, навигация); Мотивация (внешняя, внутренняя); стиль обучения (поверхностный/глубокий, полезависимый/поленезависимый - зависимость от внешних факторов, активный/пассивный, визуальный/вербальный, 4 стиля по Колбу). Далее вниз по рисунку 1.2 идет когнитивное вовлечение, интеллект (общий, специфический) и рефлексия.
Модель помогает разработчикам учитывать, какие факторы и подобные им делают мультимедиа более или менее эффективными для обучения.
Рисунок 1.2 - Модель влияния мультимедиа на обучение
Говоря еще раз, мультимедиа может очень позитивно влиять на обучение, но к их разработке надо подходить очень и очень внимательно. Анализируя исследования Мейера, хочется процитировать, чтобы показать, как влияют мультимедиа на запоминание и передачу информации, если придерживаться принципов, изложенных ниже в таблице 1.1. Эти принципы берут свое начало из представления науки о мышлении, об ограниченности рабочей памяти и принципах кодирования в долговременной памяти.
Таблица 1.1 - Принципы эффективности мультимедиа по Мейеру
Принцип | Описание |
Мультимедия | Обучение с использованием текста и графики лучше, чем с использованием только текста |
Пространственная связь | При обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика располагаются рядом с друг другом |
Временная связь | При обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика появляются одновременно, а не друг за другом |
Логичность | При обучении лучше, если текст, графика или звук не избыточны |
Модальность | При обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается экранным текстом |
Избыточность | При обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается и дикторским голосом и экранным текстом |
Индивидуальные отличия | Эффект этих принципов более сильно выражен при обучении начальным знаниям, чем знаниям высокого уровня, и для сильно территориально удаленных учеников, чем для малоудаленных территориально. |
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Поэтому, преподаватель нового века должен уметь осуществлять технологическую подготовку и эффективно использовать в обучении информационные образовательные продукты различных видов (электронные дидактические материалы, учебники, пособия и т.д). Для этого необходимо понимать место и роль визуальных методов, их грамотного использования в информационных технологиях обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий