Электронные образовательные ресурсы Беларуси

Инструктивно-методическое письмо

по использованию электронных средств обучения

в образовательном процессе

    В целях развития процесса информатизации в сфере национальной системы образования в Республике Беларусь реализуются мероприятия программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 265 и отраслевой программы «Электронный учебник», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2006 №129, которыми предусмотрена разработка электронных средств обучения.

  Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения учащихся.

     Электронные средства обучения (далее –  ЭСО) – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;

программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;

контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;

информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;

моделирующие программные средства предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;

демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.

    ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

   Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).

Использование ЭСО в образовательном процессе

   Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:

обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;

компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;

компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;

автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельностиобработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;

автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.

Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:

мотивационный аспект –  создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;

содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);

учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;

организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;

контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.

Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в образовательном  процессе.

Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.

Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

– класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;

– вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;

– в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:

1) обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;

2) организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;

3) деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;

4) деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;

5) деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;

6) организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;

7) соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:

– индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;

– предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;

– расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;

– расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);

– формирование информационной культуры учащихся;

– повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:

– Санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

– постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

–методическими рекомендациями «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. – № 15.

При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее – ПК) на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.

В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:

– на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся (II-IV классов) – 15 минут; для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;

– на уроках информатики: у учащихся VIII-IX классов – 25 минут; у учащихся IX – X классов – 40 минут.

Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

– устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;

– проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

– подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;

– проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

– для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;

– для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.

Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут; для детей, начиная с  V класса на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут, смешанных занятиях – 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.

Рекомендации по эффективному использованию ЭСО

С целью оптимизации использования ЭСО рекомендуем в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию: журнал использования ЭСО в образовательном процессе, журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).

Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе

п/п

Дата

Учебный предмет

Название ЭСО

Класс,

тема урока

Ф.И.О.

учителя

Примечание

Примерная форма журнала учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО

по реестру

Название

Разработчик

Год

разработки

Краткое описание (аннотация)

Место хранения

Примечание

Загрузка компьютерной техники

В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009 управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.

Школьная библиотека – центр информационных ресурсов

В соответствии с Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725) предусмотрены мероприятия по планомерной модернизации библиотек общеобразовательных учреждений и преобразовании их в центры информационных ресурсов. Оснащение школьных библиотек техническими и программными средствами учебного назначения позволит создать на их базе медиацентры, которые дадут возможность учащимся и педагогам использовать средства информационных технологий для подготовки к урокам, самообразования.

С целью обеспечения более широкого доступа учащимся к компьютерам, подключенным к сети Интернет, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.

Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

В целях выявления наиболее содержательных и значимых образовательных информационных ресурсов, популяризации использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, выявлении и развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений,  а также учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, Министерство образования Республики Беларусь планирует проведение в 2009/2010 учебном году V республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Информация о проведении конкурса публикуется на сайтах Министерства образования Республики Беларусь – www.minedu.unibel.by, учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» – www.giac.unibel.by, Республиканском портале «Профессиональное образование» – http//ripo.unibel.by.

Управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Минского городского исполнительного комитета рекомендуется своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения конкурса, стимулировать к участию и оказывать содействие при  его подготовке.

Интернет ресурсы системы образования

Министерство образования Республики Беларусь

www.minedu.unibel.by

НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

www.adu.by

Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь

www.giac.unibel.by

ГУО «Академия последипломного образования»

www.academy.edu.by

Республиканский институт контроля знаний

www.rikz. unibel.by

Республиканский институт профессионального образования

www.ripo.unibel.by

ГУО «Минский областной институт развития образования»

www.moipk.minsk-region.edu.by

ГУО «Минский городской институт развития образования»

www. ipk.minsk.edu.by

Минский городской методический портал

http://www.mp.minsk.edu.by

С октября 2009 года планирует начать работу Белорусский национальный образовательный Интернет-портал, который будет являться единой точкой доступа ко всем образовательным ресурсам системы образования Республики Беларусь.

На вышеперечисленных сайтах будут размещены методические материалы по организации образовательного процесса с использованием ЭСО, организации системы повышения квалификации педагогов и другая полезная информация.

Перечень сайтов по учебным предметам типового учебного плана будет размещён на сайте НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь – www.adu.by

Перечень электронных средств обучения

Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ); в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ; ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006-2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.

В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.

Наименование ЭСО

Разработчик,

год разработки

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1

РБ / Софт-Перспектива, 2007

*Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Человек и мир. 1-3 классы

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. 4 класс

РБ / МедиуМ, 2008

*Начальная школа. Занятия по интересам. 2-4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Русский язык. Начальная школа. 2-3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха)

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

**Математическое лото

авт. Савчик В.С. Гимназия №1 г. Мяделя Минской области

**Изобразительное искусство, 1 класс

авт. Сабич В.Н. Гимназия №22 г. Минска

**Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать»

авт. Славников В.В. СШ №2 г. Чаусы Могилевской области

**Набор игр «Игровая площадка»

авт. Садовский Е.М. Семенова В.Г., Гордей Д.Н., Богданович В.С. СШ №27 г. Бобруйска Могилевской области

ПМК «Математика. Начальная школа»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

ПМК «Русский язык. Начальная школа»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

ПМК «Начальная школа: развиваем речь»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПК «Гуляй и вучыся»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

ПМК «Учимся думать»

РБ / Инфотриумф, 2003

МИККИ

РБ / Инфотриумф, 1999

Музыкальный класс

РФ / КиМ

Суперинтеллект

РФ / Новый диск

ПМК «Роботландия»

РФ / Роботландия

БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

*ПМК «Беларуская мова»

РБ / ИНИС-СОФТ, 1999

*Беларуская мова. Сярэдняя школа. Частка 1

РБ / Софт-Перспектива, 2007

*Беларуская мова. Сiнтаксiс i пунктуацыя

РБ / Софт-Перспектива, 2008

*Беларуская лiтаратура. Сусвет роднага слова

РБ / Софт-Перспектива, 2008

*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

*Русский язык. 5-10 классы

РБ / ЦИРК БГУ, 2006

*Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции

РБ / Софт-Перспектива, 2008

*Русский язык. 5-10 классы. Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения

РБ / Софт-Перспектива, 2008

*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

ПМК «Русская словарная лексика»

РБ / ИНИС-СОФТ

*Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX—XX веков

РБ / Софт-Перспектива, 2008

**Электронное средство обучения «Формирование орфографической зоркости»

авт. Королько Т.С., Игнатович Т.П. СШ №101 г. Минска

ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.1»

РБ / ИНИС-СОФТ

ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.2»

РБ / ИНИС-СОФТ

Хрестоматия по русской литературе

РФ / КиМ

Библиотека школьника

РФ / Новый диск

1С:Репетитор. Русский язык

РФ / 1С

1С:Репетитор. Тесты по орфографии

РФ / 1С

1С:Репетитор. Тесты по пунктуации

РФ / 1С

МАТЕМАТИКА

*Математика. Стереометрия

РБ / IBA, 2008

*Математика. Текстовые задачи

РБ / IBA, 2008

*ПМК «Геометрия 8: поддержка учебника Н.М. Рогоновского»

РБ / Мозырский государственный педагогический университет, 2005

*Универсальный учебный графопостроитель

РБ / Инфотриумф, 2007

*Математика. Информационно-справочная система

РБ / Софт-Перспектива, 2007

**Симметрия

авт. Анисько А.И., Гуров В.В., Кравченко А.Б. Гимназия №4 г. Витебска

ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.1»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2003

ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.2»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.3»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

ПК «Наглядная алгебра. 9 класс»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПМК «Алгебра 10»

РБ / Инфотриумф, 2003

ИПС «Математика в задачах и решениях»

РБ / Инфотриумф, 2003

Открытая математика 2.6. Планиметрия

РФ / Физикон, 2000-2008

Открытая математика 2.6. Стереометрия

РФ / Физикон, 2000-2008

Открытая математика 2.6. Функции и графики

РФ / Физикон, 2000-2008

1С: Репетитор. Математика. Часть 1

РФ / 1С

Уроки алгебры КиМ 7-8 классы

РФ / КиМ

Уроки алгебры КиМ 9 класс

РФ / КиМ

Уроки геометрии КиМ 7-9 классы. Часть 1. Часть 2.

РФ / КиМ

Уроки геометрии КиМ 10-11 классы. Часть 1. Часть 2.

РФ / КиМ

ИНФОРМАТИКА

*Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система

РБ / Софт-Перспектива, 2008

**Мультимедийный справочник по основам языка Паскаль

авт. Садовская Е.И., Москаленко А.К. СШ №45 г. Витебска

**Электронное средство обучения «Основы веб-конструирования. HTML+CSS»

авт. Тарасов Д.А. СШ №1 г. Славгорода Могилевской области

**Основы анимации в Macromedia Flash

авт. Кузьмицкая С.Г. СШ №140 г. Минска

**Обучающая программа «Экскурсия по системному блоку»

авт. Алексеев Т.Ю. Гимназия №6 г. Бреста

Энциклопедия персонального компьютера и интернета КиМ 2007

РФ / КиМ

Мир информатики

РФ / КиМ, 2003

Мир информатики. 3-4 годы обучения

РФ / КиМ, 2003

ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

*Физика. 7 класс

РБ / МедиуМ, 2005

*Физика. 8 класс

РБ / МедиуМ, 2006

*Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей

РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008

*Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория

РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008

**Астрофизический портал (http://www.afportal.ru)

авт. Грабцевич В.И. Могилевский государственный областной лицей №1

ПМК «Наглядная физика. 9 класс»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПМК «Наглядная физика. Часть 2»

РБ / Инфотриумф, 2009

Уроки физики КиМ для 5-6 классов

РФ / КиМ

Уроки физики КиМ для 7-8 классов

РФ / КиМ

Уроки физики КиМ  для 9 класса

РФ / КиМ

Уроки физики КиМ для 10 класса

РФ / КиМ

Уроки физики КиМ для 11 класса

РФ / КиМ

Открытая физика 2.6. Часть 1. Часть 2

РФ / Физикон, 2000-2008

Открытая астрономия 2.6

РФ / Физикон, 2004-2008

REDSHIFT

РФ / Новый Диск

ХИМИЯ

*Химия. Химический лабораторный практикум. 7-9 класс

РБ / ИНИС-СОФТ, 2008

*Химия. Химический лабораторный практикум. 10-11 класс

РБ / ИНИС-СОФТ, 2008

*Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

Открытая химия 2.6

РФ / Физикон, 2004-2008

Уроки химии КиМ 8-9 класс

РФ / КиМ

Уроки химии КиМ 10-11 класс

РФ / КиМ

БИОЛОГИЯ

*Человек и его здоровье

РБ / МедиуМ, 2005

*Биология. Генетика

РБ / БГУ, 2008

*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

**Виртуальный кабинет биологии

авт. Клим С.А. Гимназия №5 г. Минска

Уроки биологии КиМ 6-7 классы

РФ / КиМ

Уроки биологии КиМ 8 класс

РФ / КиМ

Уроки биологии КиМ 9 класс

РФ / КиМ

Уроки биологии КиМ 10-11 классы

РФ / КиМ

Открытая биология 2.6

РФ / Физикон, 2000-2008

ГЕОГРАФИЯ

*Начальный курс географии. 6-7 класс

РБ / МедиуМ, 2007

*Физическая география Беларуси. 10 класс

РБ / ИНИС-СОФТ, 2008

Экология. Общий курс 

РФ / Новый диск

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

*Английский язык. Начальная школа. Часть 1

РБ / МедиуМ, 2007

*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

ПМК «Английская лексика»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

REWARD. Уровень 1 Elementary

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 2 Pre–Intermediate

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 3 Intermediate

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 4 Upper–Intermediate

РФ / Новый диск

Профессор Хиггинс. Английский без акцента!

РФ / ИстраСофт

Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!

РФ / ИстраСофт

МУЛЬТИЛЕКС классический

РФ / МедиаЛингва

Мультилекс 2.0 большой немецкий

РФ / МедиаЛингва

ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

*Гісторыя Беларусі старажытных часоў.

6 класс

РБ / БГУ, 2005

*Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI cт.

РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008

*Всемирная история. История древнего мира

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

*Всемирная история. Всемирная история с древнейших времён до конца XVIII века

РБ / Академия Управления, 2008

*Обучающе-тестирующий комплекс «Человек. Общество. Государство»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2006

*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 1

РБ / МедиуМ, 2006

*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2

РБ / МедиуМ, 2007

ПК «Гісторыя Беларусі. Тэматычныя тэсты»

РБ / Инфотриумф

ПМК «Гісторыя Беларусі»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2009

История России. XX век

РФ / КлиоСофт

ЧЕРЧЕНИЕ

**Электронное пособие «Черчение»

авт. Аксамит Г.Н., Якубович С.А. Гимназия 1 г. Волковыска Гродненской области

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Большая энциклопедия КиМ 2009

РФ / КиМ

Детская энциклопедия КиМ 2009

РФ / КиМ

От плуга до лазера

Лондон / Dorling Kindersley

Энциклопедия классической музыки

РФ / Коминфо

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

**Видеоэкскурсия на мемориал «Детям-жертвам войны»

авт. Тарасеня Ж.В.,

Морозов Д.А. Жлобинский государственный профессиональный аграрно-технический колледж

**Годы, опалённые войной. Хроника Великой Победы

авт. Андреенко Р.Е.,

Коваленя А.А., Олейник Л.Ф. СШ № 55 г. Минска

**Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе!)

авт. Тимофеев В.А.,

Разнорович Т.Ю., Побегаев П.В.,

Харланов А.А. Могилёвский государственный областной лицей № 1

**Школа Светофора

авт. Хаванова С.Н.,

Шмыгер О.И., Валюк Е.А. Гимназия №1 г. Волковыска Гродненской области

**Животный мир: открытия и легенды

Сидорович И.Я., Малашко Е.Н., Мисюк К.А. СШ №7 г. Слонима Гродненской области

Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом

Десятибальный мониторинг

РБ / Инфотриумф, 2004

ПК «Знак»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2004-2008

ПараГраф: Учебное заведение XXI

РБ / ИНИС-СОФТ

Примечания

1. Символом * отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.

2. Символом ** отмечены электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.

В научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуется нормативное правовое обеспечение процесса информатизации системы образования, методические материалы и другая полезная информация для учителя.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий